Русский музей. История коллекции

Русский музей. История коллекции

Русский музей. История коллекции

Расположение Русского музея

Повернув от Невского проспекта в сторону улицы Бродского (Михайловская), вы можете уже издали заметить колоннаду Михайловского дворца, он же Русский музей.

Автор этого архитектурного ансамбля – К.И. Росси. В период с 1819 по 1825 годы он построил дворец, предназначавшийся для императорского брата, Великого князя Михаила. Белоколонный центральный корпус вместе с симметрично расставленными флигелями образуют здесь Спарадный двор, который является наиболее традиционным для русского классицизма. Этот двор отделен от самой площади посредством монументальной чугунной ограды с тремя различными воротами. На основном фасаде дворца ярко выделяется портик с восемью колоннами и лепными фронтонами работы Пименова. Что касается боковых крыльев этого дворца, то они украшены скульптурными фризами с барельефом и колоннами работы Демут-Малиновского.

К основному входу в Михайловский дворец ведет достаточно широкая лестница с большим числом ступеней. А установленные по обеим ее сторонам бронзовые львы, словно призваны охранять покой здешних обитателей. Что касается фасада дворца, то та его часть, которая выходит в сад, украшена фантастического вида лоджией-колоннадой. Ограда здешнего сада была создана уже в конце позапрошлого столетия, а авторство в ее создании принято приписывать Парланду, который построил собор Спаса-на-Крови.

На момент открытия Русского музея в Петербурге, в его коллекции находилось 445 живописных полотен, 111 скульптурных работ, 981 лист графики (акварели, гравюры, рисунки), кроме того, порядка 5000 памяток старины, которые составили коллекцию ценностей христианства (декоративно-прикладные изделия и иконы древней Руси).

История коллекции Русского музея

В основе собрания первого Русского государственного музея вошли произведения искусства, которые ранее хранились в художественной Академии, в Эрмитаже, в Царскосельском, Гатчинском, Александровском и Зимнем дворцах. Более того, большие коллекции были переданы музею многими частными лицами. К примеру, удивительное по своему количественному и качественному составу собрание произведений портретной живописи самого князя Лобанова-Роствоского, а также коллекция графики русской княгини Тенишевой и многое другое.

Дальнейшее расширение музейных коллекций, в соответствии с императорским указом, следовало осуществлять посредством приобретения дополнительных произведений за счет ассигнованных для этих целей средств, а также благодаря предполагаемым пожертвованиями от частных лиц. Отчет музея от 1910 года сообщает о том, что осуществления своего будущего развития собрание всех произведений русского искусства обязательно нуждается в проведении работ по систематизации и организации такого устройства художественной музейной галереи, которое бы полностью соответствовало всем современным требованиям. Но, как было далее отмечено в этом же отчете, на данный момент подобное устройство попросту не может быть осуществлено. Также не приходилось заводить разговор и о полном отражении музейных собраний в то время многовековой истории непосредственного процесса развитии русского искусства. Это обуславливалось большим количеством причин. Осуществление коллекционирования предметов искусства также было сковано прямой зависимостью музея от Императорского Министерства.

Купить сувениры Петербурга

Купить сувениры Петербурга

А средств, которые выделялись на покупку произведений, попросту было недостаточно для того, чтобы сам музей мог составить равную конкуренцию активным в тот период времени частным коллекционерам. Особая и чрезвычайная комиссии, которая, по поручению от художественной Академии, занималась отбором произведений для последующей их передачи в коллекцию русского музея, порой, осуществляла этот отбор в совершенно случайном порядке, не руководствуясь никакой определенной системой. Также не очень хорошо складывались отношения музея с Императорской Академией художеств, в частности, с ее советом, который стремился определить закупочную политику музея, исключительно руководствуясь собственными, не совсем прогрессивными, устремлениями. Однако, как бы там ни было, но уже в первые десять лет работы этого музея его коллекция была увеличена почти в два раза.

Дворцы Русского музея

Коллекция Русского музея все время росла, и она уже не помещалась в Михайловском дворце. Тогда музею было передано три здания в центре Санкт-Петербурга.

Строгановский дворец в Санкт Петербурге

Одним из них стал Строгановский дворец. Он был сооружен в 1753 году по проекту архитектора Б.-Ф. Растрелли. Отделкой дворца занимался известный итальянский живописец Дж. Валериани. После революции 1917 года дворец национализировали. С 1919 по 1931 годы здесь был Музей старого быта. Позже его упразднили. В результате собрания переместили в другие музеи, а часть их исчезла. Сегодня несколько залов дворца восстановлено, в них работают выставки.

Мраморный дворец в Санкт Петербурге

Следующим зданием, которое было отдано Русскому музею, стал Мраморный дворец. Его строительство велось под руководством архитектора А.Ринальди в 1768–1785 годах. Свое название он получил из-за того, что в его отделке применялись разноцветные мраморы и граниты. Императрица Екатерина II сооружала дворец, чтобы подарить его графу Г.Г. Орлову. После его смерти в 1783 году, она выкупила дворец у его наследников, а в 1796 году преподнесла его в подарок внуку – великому князю Константину Павловичу.

Потом, в 1832 году, Николай I подарил дворец своему сыну великому князю Константину Николаевичу. В 1830 году здание было в аварийном состоянии, и был проведен демонтаж его отделки. Реконструировать его было поручено А.П. Брюллову. Архитектор не стал менять оформление фасадов, однако сменил интерьеры.

С 1888 года с переходом дворца во владение к сыну великого князя Константину Константиновичу, он превратился в центр культурной жизни Петербурга.

В 1919 году в Мраморном дворце находилась Российская Академия истории материальной культуры. В 1937 году здесь стал размещаться филиал Центрального музея В.И.Ленина. Отделка залов 2-го этажа была уничтожена, а статуи из мрамора, выполненные Ф. Шубиным, были отданы в ГРМ. Мраморный зал остался в прежнем виде. Он был отделан 7 сортами мрамора, украшен барельефами и плафоном «Торжество Венеры». Сейчас в Мраморном дворце работает несколько экспозиций, устраиваются выставки современных художников.

Михайловский замок в Санкт Петербурге

Еще одно здание, перешедшее в ведение музея — Михайловский замок. Его строительство продолжалось с 1796 по 1800 годы по проекту архитекторов В.И. Баженова и В. Бренна. Это была резиденция Павла I. Свое название дворец получил в честь Архангела Михаила – покровителя Дома Романовых.

Добавить комментарий

Заходите_на_мой_канал0