Кунсткамера — музей антропологии
Главный вход осеняет доска с надписью «Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого. Кунсткамера», открытый в 1714 г. (архитектор Маттарнови).
Название музея дополнено петровской «Кунсткамерой». Слово иностранное, но за 300 лет оно очень прижилось. Сейчас Кунсткамера — уже из старейших в мире, а ее облик с башней стал символом нынешней Российской Академии наук. В башне Кунсткамеры заседали первые академики.
В середине 18 века из 111 членов Академии лишь 44 были российского происхождения, остальные — приглашенные немцы. Такое обидное соотношение в недавнем прошлом трактовалось как вредное засилье иноземцев. В петровской России даже блистательный сподвижник царя Меншиков до конца своих дней упорно не желал учиться читать-писать, то, понятно,что страна нуждалась в 67 высокообразованных немцах?
Царь Петр 1 своими указами, фактически публиковал инструкции и программы для сбора этнографических и археологических материалов, а также редкостей. Вот почему экспонаты музея со временем накапливались. Кунсткамеру ощутимо пополняли различные дарители. Одним из них был цесаревич Николай Александрович, будущий последний монарх России. Отец отправил его в многомесячное путешествие. Посетив европейские страны, в числе которых была по-родственному близкая ему Англия, цесаревич повидал панораму ЮГА и ВОСТОКА. Он побывал в Египте, Индии, Сингапуре, Батавии (остров Ява), Гонконге, Китае и Японии. Будущему императору везде дарили предметы, что-то он сам покупал из любопытства. Вернувшись из путешествия, цесаревич передал Кунсткамере собранную коллекцию.
Главный вход в Кунсткамеру с набережной — служебный. А посетители ждут с Таможенного переулка. Т.Д.Залесов