храм Спаса на Крови
Великолепный образец церковного зодчества — храм Спаса на Крови. Высота девятиглавого собора составляет 81 м, он одновременно может вместить 1600 человек. Храм является музеем и памятником русской архитектуры. Православный мемориальный собор был построен на месте, где 1 марта 1881 года был смертельно ранен император Александр II. Отсюда и название храма. Уже на следующий день после трагедии городская дума попросила Александра III разрешить городскому общественному управлению возвести на средства города часовню или памятник. Император ответил согласием. Сначала по проекту архитектора Л.Н.Бенуа возвели временную часовню — поставил ее купец Первой гильдии Громов, а строительные работы оплатил купец Милицин. Часовня простояла на набережной до весны 1883 года, а затем ее перенесли на Конюшенную площадь. Когда строили часовню, был объявлен конкурс на лучший проект собора. В марте 1882 года Комиссии по сооружению храма был представлен 31 проект. Большинство из них было выполнено в академическом русско-византийском стиле. Александр III отклонил все варианты, поскольку хотел, чтобы храм был построен в русском стиле XVII века. После того как были учтены пожелания императора, победителем конкурса стал проект архитектора А. А. Парланда и настоятеля Троице-Сергиевой пустыни архимандрита Игнатия. В 1887 году он был окончательно утвержден.
Строительство храма Спаса на Крови
На строительство храма-памятника казна выделила 3 млн 600 тыс. рублей серебром — огромные по тем временам деньги. Сверх этой суммы 1 млн руб. дополнительно внесла царская семья. Строительство храма велось 24 года, и 19 августа 1907 года собор Воскресения Христова был освящен. Благодаря богатой отделке храм получился очень красивым. Цоколь облицован четырьмя рядами сердобольского гранита, а в нишах установлены двадцать досок норвежского темно-красного гранита. Главы собора Луковки покрыты цветной ювелирной эмалью. Общая площадь мозаики фасадов храма составляет 400 кв. м! Не менее богато оформлено и внутреннее пространство. Оформлением, в частности, занимался художник В. Васнецов. По его эскизам созданы семь мозаик, в том числе «Несение креста», «Распятие», «Снятие с креста» и «Сошествие в ад». Помимо мозаики оформление включает богатую коллекцию самоцветов, ювелирной эмали, цветных изразцов, отличающихся высоким мастерством исполнения. Уникальными произведениями камнерезного и ювелирного искусства являются киоты и сень храма, устроенная в том месте, где Александр II был смертельно ранен народовольцами. Сень возвышалась высокой восьмигранной пирамидой и крестом, выполненным из 112 топазов. На облицовку свода использовали более 3 пудов бухарской лазури. После 1917 года доступ в храм получили все желающие, в результате чего почти полностью был разрушен уникальный мозаичный пол, инкрустированный итальянским мрамором. Это произошло из-за того, что убрали ковры, которые раньше закрывали мозаику. Практически полностью была разрушена сень. Итальянский мрамор цоколя стен, пилонов, иконостаса был загрязнен и сильно потрескался.
Несостоявшийся снос храма Спаса на Крови
В 1930 году храм как действующую церковь закрыли, а спустя год Областная комиссия по вопросам культов вынесла решение о разборке собора. Комитет по охране памятников революции, искусства и культуры выдал Ленсовету письменное разрешение на снос этого здания. Акция была запланирована на 1941 год. В какой-то мере собор спасла начавшаяся война. Во время блокады в соборе устроили морг, а после войны разместили склад декораций Малого оперного театра. К счастью, в 1970 году Ленгорисполком принял решение о создании в храме филиала Государственного музея «Исаакиевский собор», и начался период долгой реставрации, который длился не одно десятилетие. В августе 1997 года был завершен первый этап восстановительных работ, и музей-памятник «Спас на Крови» от- крылся для посетителей. Голомолзин Е.В