Александро-Невская лавра

Александро-Невская лавра

Александро-Невская лавра

Александро-Невская лавра — мужской монастырь, основанный по указу Петра I в 1710 году в память победы новгородского князя Александра Невского над шведами в 1240 году на берегах Невы. В 1724 году сюда был перенесен из города Владимира прах полководца, причисленного к лику святых. В 1797 году монастырь преобразован в Лавру. Ансамбль Лавры представляет собой комплекс построек, в формировании которого на протяжении почти всего XVIII века принимали участие видные архитекторы, декораторы, живописцы, скульпторы и многочисленные мастера-строители.

Проект монастыря разработал в 1715 году ведущий зодчий петровского Петербурга Д. Трезини. Каменные монастырские строения с кельями для монахов предполагалось по его замыслу расположить по сторонам большого собора со шпилем, типичного для панорамы Невы. Он же построил «Духовский» корпус и Благовещенскую церковь. В 1741—1751 годах П. А. Трезини создал южный Федоровский корпус, который завершила церковь, аналогичная Благовещенской. В 1756— 1764 годах архитектор М. Д. Расторгуев построил Семинарский, Просфорный, Митрополичий корпуса с двумя башнями, замкнув каре монастырского двора.

Завершил строительство монастыря выдающийся представитель классицизма архитектор И. Е. Старое в 1776—1790 годах. Он создал величественный Троицкий собор — центр архитектурного ансамбля Лавры, отличающийся от ранних барочных корпусов строгостью и простотой классических форм. Собор увенчан куполом на высоком барабане. Над главным входом расположены две башни-звонницы. Монументальный портик из шести колонн украшает парадный фасад. Над боковыми входами выделяются рельефные панно работы скульптора Ф. И. Шубина. Особую торжественность интерьеру собора придают каннелированные колонны с золочеными капителями и статуи святых, выполненные Ф. И. Шубиным. Первоначальная роспись куполов и сводов в 1806 году была заменена живописью, исполненной по рисункам Дж. Кваренги. Большую ценность представляет алтарь с бронзовыми золочеными царскими вратами. Старову же принадлежит архитектурное оформление парадного въезда в Лавру со стороны Невского проспекта. На круглой площади Александра Невского он построил здание Надвратной церкви, завершающее перспективу Невского, включив тем самым комплекс Лавры в ансамбль главного проспекта города. За церковью, по обе стороны проезда, находятся Некрополь XVIII века и Некрополь мастеров искусств, принадлежащие Государственному музею городской скульптуры, который занимает также здание бывшей Благовещенской церкви.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заходите_на_мой_канал467